|
Великие философы мира
Геометрия у Гоббса превращается в стержневой научный метод изучения природы. Гоббс считал себя Евклидом в области общественной науки.
Гоббс в своем социально - философском учении выступает с критикой различных политических догм, созданных мыслителями прошлого. Если в геометрии имеет место ряд вытекающих друг из друга доказательств , в которых одна истина следует из предшествующих с логической необходимостью, то в общественной науки это невозможно: попытки политиков реализовать подобный метод в области общественной жизни сталкиваются с частными интересами, которые не позволяли им прийти к окончательной и достоверной истине. По Гоббсу построить политическую теорию, способную возвыситься над интересами группы частных лиц, можно, лишь перенеся методы геометрии в область политики. Гоббс полагал, что эти методы потому не используются при изучении общества, что их применение может затронуть частные интересы людей.
Гоббс считает возможным проводить аналогию между государством и машиной, «искусственным телом», которое создано человеком для сохранения своей жизни. Государство призвано защищать граждан от внешних врагов и поддерживать внутренний порядок .
Основные произведения: «Левиафан».
ВОЛЬТЕР
(1694-1778)
Вольтер (настоящее имя и фамилия Француа Мари Аруэ ). Родился 21 ноября 1694г в Париже. Французский философ, писатель и публицист, один из представителей Просвещения 18 века. В философских, художественных, публицистических произведениях подверг всесторонней и талантливой критике феодальные отношения, деспотическую форму правления, феодально-клерикальное мировоззрение. Однако его позиция не всегда отличалась достаточным радикализмом и последовательностью. Так, выступал за утверждение буржуазных отношений и антифеодальной идеологии. Ему были чужды не только коммунистические идеалы Мелье, эгалитаризм Руссо, но и сколько-нибудь радикально выраженные идеи народоправства. Острая критика клерикализма не завершалась у Вольтера открытым материализмом и атеизмом. Опираясь на философию Локка и естественнонаучные взгляды Ньютона, Вольтер в «Философских письмах», «Трактате о метафизике», «Философском словаре» и других сочинениях близко подошел к идее о вечности и несотворенности материи, ее объективном существовании и вечном движении, склонялся к признанию детерминированности естественных общественных явлений, исключал религиозное объяснение конкретных явлений природы. По Вольтеру сознание является атрибутом материи и зависит от строения тела. Вместе с тем конечную причину движения, мышления других явлений он считал божественной. В «Кандиде» и других философско-художественных произведений Вольтер осмеивал христианский пессимизм, а также бездеятельный оптимизм, выражал свободолюбивые мысли, ратовал за деятельного человека, отстаивающего свое право на счастье. Передовые философские идеи Вольтера сыграли большую роль в формировании нового поколения французских просветителей, представленного Метри, Дидро, Гельвецием, Гольбахом и другие, у них он в свою очередь перенял ряд важных материалистических положений. Он принимал участие в создании французской «Энциклопедии» 18века, редакторами которой были Дидро и Д`Аламбер.
Вольтер проявлял большой интерес к истории культуре России, высоко оценивал прогрессивные реформы Петра I. «Русское вольтерианство» развило и взяло на вооружение многих идей Вольтер, заостренные против деспотизма, крепостничества и засилия церкви.
Основные произведения: «Философский словарь», «Кандида», «Трактат о метафизике», «Философские письма» и другие .
ЖАН ЖАК РУССО
(1712-1778)
Французский мыслитель и писатель, один из представителей французского Просвещения 18 века, идеолог дореволюционной мелкой буржуазии. В начале 40-х годов установил контакты с Дидро и его единомышленниками, принимал участие в создании энциклопедии. В 50-х - начале 60-х годов Руссо опубликовал произведения, направленные против социально-политического и имущественного неравенства. С позиции деизма Руссо подверг острой критике господствующее религиозное мировоззрение, но не поднялся до материализма и атеизма, считая реальный мир вторичным, порожденным богом. Не отрицая объективное существование материи вне и независимо от человеческого сознания, Р. Исключал возможность познания их сущности. Абсолютизируя роль чувств, познания, он принижал теоретическое мышление, его роль в установлении истины.
В социальной области Р. Исследовал причины возникновения имущественного и социального неравенства между людьми, чтобы найти пути его ликвидации. Главную причину перехода неравенства, которое он считал естественным состоянием, к неравенству Р. искал в экономической сфере в возникновении частной собственности. Р. остался на позициях эгалитаризма, ратуя за наделение всех людей относительно равной частной собственностью. Это утопическое требование, однако, было направлено не только против феодалов, но и крупной буржуазной собственности.
Важнейшее место в учении Р. занимала проблема государственной власти. Р. защищал мысль о неправомерности власти, которая ополчается против народа, его жизненных интересов, обосновывал право народа на революции низвержение антинародной власти.
Эти и сходные идеи широко использовались Робеспьером и его единомышленниками, которые считали себя учениками и последователями Р., ставили перед собой задачу реализации его основных идей: установление суверенитета народа, превращение государства в инструмент, обеспечивающий органическое влияние равенства и свободы. Эти идеалы Р. приобретали утопический характер в условиях перехода от феодализма к капиталистическим формам социального неравенства.
К. Маркс и Ф. Энгельс признавали наличие диалектических идей в социально-политических размышлениях Р. в частности о переходе от одних фаз исторического развития к другим, о противоречивости социальных процессов и т. н. Элементы диалектики можно обнаружить также в эстетических и педагогических взглядах Руссо.
Основные произведения: «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми», «Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшение нравов» и другие.
ИММАНУИЛ КАНТ
(1724 1804)
Немецкий философ и ученый, родоначальник немецкой классической философии. Прожил всю жизнь в Кёнигсберге, где окончил университет(1745) и был доцентом в 1755 - 1796.
В философском развитии Кант различают два периода - «докритический» (до 1770) и «критический». В докритический период Кант признает возможность умозрительного познания вещей, как они существуют сами по себе; в критический период - отрицает возможность такого познания на основании предварительного исследования форм познания, источников и границ наших познавательных способностей. В «докритический» период Кант разработал «небулярную» космогоническую гипотезу об образовании планетной системы из первоначальной «туманности», т.е. из огромного облака диффузного вещества.
Главные произведения «критического» периода: «Критика чистого разума» (1781), «Критика практического разума» (1788), «Критика способности суждения» (1790). Основу всех трех «Критик» составляет учение Канта о явлениях и вещах, как они существуют сами по себе, - «вещах в себе». Познание начинается, по К. с того, что «вещи в себе» воздействуют на органы внешних чувствии вызывают в нас ощущения.
В основе математики лежат созерцания пространства и времени. Формы их перестают у К. быть формами существования самих вещей и становятся только априорными формами чувственности. В основе этих созерцаний лежат «чистые», т.е. не зависящие от опыта и предшествующие формы пространства и времени, что и обусловливает всеобщность и необходимость математических истин.
В теоретическом естествознании условием возможности априорных синтетических суждений являются 12 категорий (единство, множество, цельность, реальность, отрицание и др.), которые в качестве «чистых» понятий априорны. Но чтобы возникло подлинное знание, необходимо соединение чувственного созерцания с категориями рассудка, высшим условием которого является единство нашего сознания.
Большую роль в развитии философии после Канта сыграла кантовская критика рациональной космологии. По Канту, притязания последней с необходимостью ведут к возникновению в разуме антиномий, противоречащих друг другу и в то же время одинаково доказуемых ответов на исследуемые ею вопросы.
Основные произведения: “Критика чистого разума”, “Критика прктического разума”, “Критика способности суждения” и другие.
ИОГАНН ГОТЛИБ ФИХТЕ
(1762 - 1814)
Фихте Иоганн Готлиб родился 19 мая 1762г в Рамменау. Немецкий философ и общественный деятель, представитель немецкого классического идеализма. Родился в крестьянской семье. Учился в университетах Йены и Лейпцига. Написанный под влиянием Канта «Опыт критики всяческого откровения» был принят за работу Канта и получил высокую оценку. Под влиянием событий Великой французской революции Фихте написал работу, посвященную защите свободы мысли. Профессор Йенского университета, был вынужден оставить его из-за обвинений в проповеди атеизма. В философском развитии Фихте можно выделить два периода. В первый период (до 1800) Фихте исходит понятие абсолютного «Я», во второй - из понятия абсолютного бытия, тождественного богу, переходя, таким образом, от идеализма субъективного к объективному.
По Гегелю философия должна быть фундаментом всех наук - «учением о науке»философии Фихте лежит убеждение в том, что практически-деятельное отношение предмету предшествует теоретически созерцательному отношению к нему, и это отличает его в трактовке самопознания как самодостоверного начала знания от Декарта; сознание у Фихте не дано, а задано, порождает себя; очевидность его покоится и не на созерцании, а на действии, она не усматривается интеллектом, а утверждается волей. «От природы» индивид есть нечто непостоянное: его чувственной склонности, побуждения, настроения всегда меняются и зависят от чего-то другого. От этих внешних определений он освобождается в акте самопознания. Этим актом индивид рождает свой дух, свою свободу. Система Фихте имеет структуру круга: начало уже содержит в себе конец; движение к завершению есть в то же время возвращение к истоку.
Все, что для теоретического сознания выступает как сфера независимо от него вещей, есть по Фихте продукт бессознательной деятельности воображения, полагаемых ею ограничений, которые предстают сознанию как ощущение, созерцание, представление, рассудок, разум и т.д. вплоть до времени, пространства всей системы категорий теоретического «Я».
Философия Фихте оказало большое влияние на развитие немецкого классического идеализма - раннего Шеллинга и отчасти Гегеля, а также на формирование философско-эстетических идей йенских романтиков. В дальнейшем Шеллинг и Гегель, преодолевая субъективный идеализм Фихте, подвергли его философию разносторонней критике.
Основные произведения: «Наукоучение», «Речи к немецкой нации», «О назначении ученого», «Основы естественного права» и другие.
ФРИДРИХ ШЕЛЛИНГ
(1775-1854)
Немецкий философ, родился 27 января 1775 в Леонберге близ Штутгарта.В 1792 получил степень магистра философии в Тюбингенском университете. Увлекался революционными идеями, характерными для того времени. После двух лет службы домашним учителем был приглашен по ходатайству Гёте в Йенский университет на должность экстраординарного профессора (1798). В 1803 Шеллинг - профессор философии Вюрцбургского университета, в 1806 - штатный член Баварской академии наук в Мюнхене, где он обосновался на 35 лет (с перерывом на семь лет, когда был профессором в Эрлангенском университете). В 1807 Шеллинг стал генеральным секретарем Академии художеств, а в 1827 - президентом Академии наук. В конце жизни он вернулся к прежнему образу жизни, читал лекции в Берлине, впрочем, не имевшие успеха у публики.
По своим взглядам в рамках немецкого идеализма Шеллинг занимает промежуточную позицию между И.Г.Фихте и Г.В.Ф.Гегелем; видное положение он и его жена Каролина занимали в движении немецкого романтизма. Шеллинг был пантеистом, но в его системе на месте абсолютной субстанции Спинозы находится динамическое абсолютное Я. Это Я пребывает, подобно физическому миру или природе, на стадии самозабытья, не зная, что объекты и вещи суть лишь произведения его собственного воображения. Постепенно Я просыпается в культуре и человеческой истории и приходит к самосознанию; но все же за этим абсолютным Я, которое «живет» или есть то, что оно есть, в расщеплении себя на субъект и объект сознания, находится Абсолют, лишенный какой-либо определенности и сознания. Это просто ничто; ибо оно «не есть», поскольку «быть» означает быть «через» и «для» сознания. Это «ничто», поскольку в действительности у него еще нет никакого определенного содержания. Всякое определенное содержание как отдельная возможность сведено в нем к абсолютной неразличимости. Но именно поэтому абсолютное ничто в то же время является абсолютной свободой, ибо не обусловлено ни неотъемлемым фактом собственного существования, ни какой-либо специфической принадлежащей ему природой. Оно еще не лишило себя бесконечных возможностей.
Основные произведения: «Философские письма о догматизме и критицизме», «Система трансцендентального идеализма», «Бруно, или О божественном и природном начале вещей», «Об отношении изобразительных искусств к природе» и другие.
ФРИДРИХ ГЕГЕЛЬ
(1770-1831)
Немецкий философ, родился в Штутгарте 27 августа 1770. Его отец, Георг Людвиг Гегель, секретарь казначейства, был потомком протестантского рода, изгнанного из Австрии в период контрреформации. Окончив гимназию в родном городе, Гегель учился на богословском отделении Тюбингенского университета в 1788-1793, прослушал курсы по философии и теологии и защитил магистерскую диссертацию. В то же время в Тюбингене учились Фридрих фон Шеллинг, который был на пять лет моложе Гегеля, и Фридрих Гёльдерлин, поэзия которого оказала глубокое влияние на немецкую литературу. Дружба с Шеллингом и Гёльдерлином сыграла значительную роль в умственном развитии Гегеля. Изучая в университете философию, он обратил особое внимание на работы Иммануила Канта, которые широко обсуждались в то время, а также на поэтические и эстетические произведения Ф.Шиллера.
После смерти отца в 1799 Гегель получил небольшое наследство, которое, вкупе с его собственными сбережениями, позволило ему отказаться от учительствования и вступить на поприще академической деятельности. Он представил в Йенский университет вначале тезисы (“Предварительные тезисы диссертации об орбитах планет”), а затем и саму диссертацию “Планетные орбиты” и в 1801 получил разрешение читать лекции. В 1801-1805 Гегель - приват-доцент, а в 1805-1807 экстраординарный профессор на весьма скромном содержании. Йенские лекции были посвящены широкому кругу тем: логике и метафизике, естественному праву и чистой математике. Хотя они и не пользовались большим успехом, годы в Йене были одним из счастливейших периодов в жизни философа. Вместе с Шеллингом, преподававшим в том же университете, он издавал «Критический журнал философии», в котором они были не только редакторами, но и авторами. В тот же период Гегель подготовил первую из своих главных работ, “Феноменологию духа” (1807), после опубликования, которого отношения с Шеллингом были разорваны. В этом труде Гегель дает первый очерк своей философской системы. В нем представлено поступательное шествие сознания от непосредственной чувственной достоверности ощущения через восприятие к познанию разумной действительности, которое единственно и приводит нас к абсолютному знанию. В этом смысле реальным является только разум.
Основные произведения: “Предварительные тезисы диссертации об орбитах планет”, “Планетные орбиты”, “Феноменология духа”, “Философия права” и другие .
ЛЮДВИГ ФЕЙЕРБАХ
(1804-1872)
Немецкий философ-гуманист, идеи которого повлияли на становление взглядов К.Маркса. Родился 28 июля 1804 в Ландсхуте (Бавария) в семье видного юриста - Пауля фон Фейербаха. Учился в городской гимназии, в 1823 поступил в Гейдельбергский университет на теологический факультет. Неудовлетворенный качеством преподавания в Гейдельберге, продолжил учение в Берлине, где слушал лекции Гегеля и на долгие годы стал его последователем, а окончил учебу на естественнонаучном факультете в Эрлангене. Позднее писал об этом периоде: «Я променял теологию на философию. Вне философии нет спасения... Я бежал от общества богословов, и теперь в числе моих друзей такие умы, как Аристотель, Спиноза, Кант и Гегель». В 1828, защитив диссертацию “О едином, всеобщем и бесконечном разуме”, Фейербах получил должность приват-доцента Эрлангенского университета, преподавал метафизику, логику и историю философии. После анонимной публикации скандальных “Мыслей и смерти и бессмертии”, в которых он отрицал истинность представлений о загробной жизни и личном бессмертии, Фейербах был уволен с должности и более не мог продолжить академической карьеры, хотя опубликовал в дальнейшем ряд значительных произведений.
Новый этап в идейном развитии Фейербаха наступил после 1839, когда он написал “К критике философии Гегеля” (1839) и свою самую известную работу - “Сущность христианства” (1841), в которой обрушил всю тяжесть материалистической и, следовательно, атеистической критики на христианские воззрения и развивал новую «религию любви». «Верить ты можешь без подтверждения исповедания своей веры делом, - писал он, - ведь верой ты обладаешь только для самого себя, любить же ты не можешь без исповедания своей любви, не обнаруживая ее, не реализуя ее, ибо любовью ты обладаешь не для себя, но для других». «Что это за умонастроение, что это за религия - религия любви? Это такое умонастроение, при котором человек в любви находит покой для своей души, разрешает загадку своей жизни, достигает конечной цели своей жизни, таким образом, обретает в любви то, что христианин искал в вере помимо любви». «К чему сводится мой принцип? К Я и к другому Я, к «эгоизму» и к «коммунизму», ибо и то и другое так друг с другом связаны, как голова и сердце. Без эгоизма у тебя не будет головы, без коммунизма - сердца».
Основные произведения: “Писатель и человек. Ряд юмористически - философских афоризмов”, “Основные положения философии будущего”, “Сущность религии”, “Теогония” и другие.
ЭДМУНД ГУССЕРЛЬ
(1859-1938)
Немецкий философ, основатель феноменологии как философского движения. Благодаря преподавательской деятельности и многочисленным работам оказал значительное влияние на философию в Германии и многих других странах, в частности на возникновение и развитие экзистенциализма. Гуссерль родился 8 апреля 1859 в Проснице. Учился в Берлинском и Венском университетах, готовился стать математиком, но Т.Масарик привел его в классы философа и психолога Ф.Брентано. Общение с Брентано, а затем с психологом К.Штумпфом стимулировало его интерес к исследованию мыслительных процессов. Гуссерль обязан Брентано важнейшим понятием интенции. Впоследствии Гуссерль заявлял, что Брентано не удалось увидеть действительных проблем «интенциональности», связанных с основаниями знания и конституированием структур опыта. Среди тех, кто повлиял на Гуссерля в ранний период, - У. Джемс, английские эмпирики, а также Г.В. Лейбниц. Кантовская теория познания оказала влияние на Гуссерля в более поздний период его философского развития. Гуссерль полагал, что главную задачу он определил уже в первой книге - «Философия арифметики». Два основных предмета его интереса, математика и формальная логика, с одной стороны, и психология - с другой, впервые соединились в этой работе. Трудности, с которыми он столкнулся (некоторые из них были выявлены Г. Фреге в критическом анализе этой книги), заставили Гуссерля предпринять общее исследование строения и специфической активности «осознанного опыта». В последней главе он рассматривал мгновенное «схватывание» таких характерных форм, как шеренга солдат или стая птиц. Таким образом, Гуссерля можно считать предтечей гештальт-психологии.
Хотя через все работы Гуссерля проходят одни и те же идеи, его взгляды претерпели значительные изменения. Можно выделить четыре основные группы работ: 1) период увлечения «психологизмом»; 2) феноменология, первоначально именуемая «дескриптивной психологией», или феноменология в узком смысле; и 3) трансцендентальная феноменология, впервые изложенная в 1913, однако задуманная несколькими годами ранее. Работы, опубликованные в поздний период жизни Гуссерля и после его смерти, составляют четвертую группу.
Основные произведения: «Философия арифметики», «Феноменология» и другие.
СЁРЕН КЬЕРКЕГОР
(1813-1855)
Датский философ, религиозный мыслитель и литератор, родился 5 мая 1813 в Копенгагене. Учился в средней классической школе, в 1830 поступил в Копенгагенский университет. Значительное влияние на его судьбу оказала смерть отца в 1838. Двумя годами позднее он выдержал экзамен по теологии в университете. Подготовленная Кьеркегором магистерская диссертация о понятии иронии была опубликована в начале 1841. В конце этого года произошло другое критическое событие - Кьеркегор разорвал свою помолвку с Региной Ольсен. Этот разрыв, вызвавший общественное неодобрение, сыграл одновременно роль катализатора в творческой жизни Кьеркегора. Все, что он написал, несет след этого печального опыта.
Во время краткого пребывания в Берлине Кьеркегор посещал лекции Фридриха Шеллинга. В 1843 он опубликовал несколько важнейших работ: «Или - Или, Повторение», «Страх и трепет» и в дополнение - девять религиозных рассуждений в трех томах, названных «Поучительные беседы». Первые три книги вышли под псевдонимом, поскольку, как Кьеркегор объяснял позднее, выраженные в них взгляды не были его собственными. Под «Беседами» стоит собственное имя автора. В 1844 вышли «Философские крохи» и «Понятие страха», а также еще девять бесед. Опубликованная в 1845 книга «Стадии жизненного пути» частично резюмирует предыдущие работы; в том же году вышли еще три беседы, получившие название «Мысли по поводу критических ситуаций». Самая значительная философская работа Кьеркегора, также опубликованная под псевдонимом, - «Заключительное ненаучное послесловие» - вышла в начале 1846. С исключительным мастерством Кьеркегор описывает разные жизненные позиции, меняя при этом стили письма, однако достаточно последовательно показывая, что христианский образ жизни достигается движением от эстетического через этический к религиозному. В сочинениях Кьеркегора содержатся точные определения таких категорий, как вера, истина, откровение, разум; дана яркая критика гегелевской системы и философского идеализма; анализируется проблема этической ответственности в конкретных ситуациях; разрабатывается оригинальная и глубокая философия религии.
Нападки на Кьеркегора в копенгагенском бульварном листке в 1846 оказались третьим значительным внешним событием его жизни. Ответом явились «Два века» с анализом духа современности.
Основные произведения: «Повторение», «Страх и трепет», «Поучительные беседы», «Христианские беседы». «Деяния любви», «Два века» и другие.
АРТУР ШОПЕНГАУЭР
(1788 - 1860)
Немецкий философ - идеалист. Основное сочинение - «Мир как воля и представление», Кантовские априорные формы - время, пространство, категории рассудка - сводятся Шопенгауэром к единому «закону достаточного основания», Субъект и объект рассматриваются в качестве соотношения моментов, из которых складывается мир, как «представление» с другой стороны, мир, взятый как «вещь в себе» представляет у Шопенгауэра как слепая безосновная «воля к жизни», которая дробится в бесконечном множестве «объективацией». Каждой объективации свойственно стремление к абсолютному господству, выражается в непрекращающейся «войне всех против всех». В то же время множество объективаций воли существует и как иерархическая целостность, отражающая иерархию идей - адекватных объективации воли.
Высшая ступень в ряду объективации воли - человек, существо, наделенное разумным познанием. Каждый познающий индивид осознает себя всей волей к жизни, все прочие индивиды существуют в его представлении как нечто зависящее от его существа, что служит источником беспредельного эгоизма человека. Социальная организация не уничтожает эгоизма, будучи лишь системой сбалансированных частных воль. Преодоление эгоистических импульсов осуществляет, по Шопенгауэру в сфере искусства и морали. Искусство - создание гения, основывающее на способности «незаинтересованного созерцания» в котором субъект выступает как «чистый безвольный» субъект, уже не воспроизведение идеи, а непосредственно отражение самой воли. Подчеркивая иллюзорность счастья и неотвратимость страдания, коренящегося в самой «воле и жизни» с ее бессмысленностью и вечной неудовлетворенностью, Шопенгауэр в противовес Лейбницу называл существующий мир «наихудшим из возможных», а свое учение - «пессимизмом». Подлинным основанием морали Шопенгауэр считал чувство сострадания, благодаря которому обманчивая видимость индивидуальности растворяется в сознании единства всего сущего. Иррационалистическая и пессимистическая философия Шопенгауэра, не пользовавшаяся популярностью при его жизни, получила распространенность со второй половины 19 века, явившись одним из источников философии жизни предшественников ряда концепций глубинной психологии; влияние Шопенгауэра испытали Р. Вагнер, Э. Гартман, Ф. Ницше, Т. Мани и другие. В 1911 г. во Франции основано Шопенгауэрское общество.
Основное произведение: «Жизнь как воля и представление».
ФРИДРИХ НИЦШЕ
(1844 - 1900)
Немецкий философ, представитель иррационализма и волюнтаризма, поэт. В 1869-1879 гг. профессор классической филологии Базельского университета. Творческая деятельность Ницше оборвалась в 1889 г. в связи с душевной болезнью.
Для творчества Ницше характерно необычное употребление общепринятых в философии понятий. Его идеи, как правило, облечены в форму фрагментов и афоризмов. Ему чужды всякие попытки построения философской системы. Согласно Ницше, мир есть постоянное становление и бесцельность, что выражается в идее «вечного возвращения одного и того же». Лишь понятие «вещи» выступает как некий момент устойчивости в хаосе становления. Вслед за А. Шопенгауэром Ницше в основе мира мыслил волю как движущую силу становления, как порыв, как «волю к власти», волю к расширению своего Я, к экспансии. Ницше переносил идеи Ч. Дарвина о борьбе за существование животных на жизнь человеческого общества. Центральным понятием Ницше являются идея к жизни. В человек он подчеркивал принцип телесности и вообще биологическое телесное начало. Интеллект же есть лишь высший слой, необходимый для сохранения организменных образований, в первую очередь инстинктов.
Теория познания в ее классическом смысле не была предметом особого внимания мыслителя. Ницше будучи сторонником принципа социальной иерархии, развивает элитарную концепцию абсолютного господства «высшей касты» - тех немногих, которые «имеют право» воплощать счастье, красоту и добро, господствовать над подавляющим большинством - серостью, которую не общество, а сама природа будто бы предназначала к тому, чтобы быть «общественной пользой».
Ницшеанский образ «сверхчеловека» воплощает его критику морали . Согласно Ницше, мораль играет разлагающую роль, предполагая послушание терпимость, совестливость: все это размягчает и расслабляет волю человека.
Основное внимание Ницше было сосредоточено на проблемах культуры, на вопросах этики и эстетики, в частности музыки, а также на идеях бытия человека. Над всем человечеством утверждает Ницше, царит бессмыслица.
Основные произведения: «Рождение трагедии из духа музыки», «Человеческое, слишком человеческое», «Утренняя заря», «Так говорил Заратустра» и другие.
ЗИГМУНД ФРЕЙД
(1856 - 1939)
Родился 6 мая в1856 году в Фмайберге, Австрало - Венгрии. Невропатолог, психиатр, психолог, основоположник психоанализа. Профессор Венского университета с 1902 года. После захвата Австрии фашистской Германией в 1938 году эмигрировал в Великобританию.
Ранние работы Фрейда посвящены физиологии и анатомии головного мозга. Под влиянием французской школы с конца 1980 года занимается проблемами неврозов, с середины 1990 года разрабатывал анализ - психотерапевтический метод лечения неврозов, основанный на технике свободных ассоциаций и анализе ошибочных действий и сновидений как способе проникновения в бессознательное, один из первых начал изучать психологический аспекты развития сексуальности, в которых выделил ряд стадий. В 1900 году выдвинул общепсихологическую теорию строения психического аппарата как энергетической системы, в основе динамики которой лежит конфликт между сознанием и бессознательными влечениями, в 1920 году - учение о психических структурах личности. Неправомерно расширяя сферу применения психоанализа, Фрейд попытался распространить его принципы на сферу социальной психологии и различные области человеческой культуры - мифологию, фольклор, художественное творчество и т.д., вплоть до истолкования религии как особой формы коллективного невроза.
Сублимация - центральное понятие у Фрейда в его психологической трактовке культуры, которая рассматривается им как результат неизбежного компромисса между стихийными влечениями и требованиями реальности. В целом идейная эволюция взглядов Фрейда шла от «физиологии материализма» к утверждению автономии психического и антропологического построения, близким натуралистическим разновидностям философии жизни. Влияние идей Фрейда сказалось на самых различных направлениях буржуазной философии, социологии, социальной психологии, литературы и искусства.
Основные произведения: «Я и Оно», «Психология масс и анализ человеческого я», «Тотем и табу», «Будущность одной иллюзии», «Неудовлетворенность в культуре» и другие.
БУХАР-ЖЫРАУ
(1668 - 1781)
Придворный поэт ханов. До 1718 г. находился в свите хана Тауке, затем после долгих лет лишений и скитаний по казахским степям, нашел себе пристанище при дворе хана Аблая.
По статусу придворного певца он должен был восхвалять хана и его окружение. Но мудрость и знание жизни вывели его творчество за пределы исключительных интересов ханского двора. Он рассуждает свободно и широко. Тема восхваления ханов остается у него своеобразным заслоном , ширмой или, скорее всего, фоном, на котором разворачивается богатейшая сцена содержательных философских идей.
У поэта не было и тени сомнения в том, что хан прощает и казнит, воют и добивается мира и т.д. исключительно ради своего народа. Забота о народе иногда приводит его к опрометчивым решениям, от которых поэт смело пытается удержать хана, оградить его от плохо обдуманных и роковых планов.
Бухар - Жырау был праведным мусульманином. Об этом с достаточной убедительностью свидетельствует его произведение под названием «Пожелание», в котором он, как старший в роде, дает наставление молодежи. Первое и пятое из этих носят характер ортодоксального мусульманства. Так , первое пожелание гласит: «Жить, как велел Аллах». Пятое нацелено на строгое соблюдение древнего и святого пяти-временного намаза. В третьем выражается требование неукоснительно поддерживать культ предков, «верить предкам своим», что, несомненно, представляет собой искреннее преклонение поэта перед древними обычаями своего народа.
Все остальные пожелания носят сугубо светский характер и напоминают более продукты житейской и социально-бытовой мудрости, чем советы, навеянные религиозными убеждениями.
Проблема времени ставится Бухар - жырау в двух разных координатах. Во-первых, в контекстах преходящего всех явлений, предметов и тел природы во времени. Вещь, явление постоянно меняют форму своего существования, иногда настолько, что превращаются в свою противоположность.
С особенной грустью поэт говорит о времени, неумолимое течение которого изменяет человека вплоть до полной неузнаваемости, превращает гордого своим здоровьем молодца в немощного старика.
Бухар - жырау был склонен связывать кончину человека с воздействием времени и обстоятельств. Человек не может существовать во времени вечно. Он рождается, проходит разные стадии своего бытия ,
Основное произведение: «Пожелание».
ШОКАН УАЛИХАНОВ
(1835 - 1865)
Родился осенью 1835 года в крепости Кушмурун, расположенной в одном из северных регионов Казахстана. Его родители и близкие родственники принадлежали к потомкам знаменитого хана Абая и составляет знатный род немногочисленной аристократической верхушки тогдашнего казахского общества. Благодаря заботам своих влиятельных покровителей и, прежде всего отца Шынгыса Валиханова, Шокан получил превосходное по тем временам образование. Сначала он учился в родном ауле в религиозной мусульманской школе, где достаточно хорошо изучил арабскую грамоту и языки некоторых народов Востока. Однако главными его учителями в этот период были выходцы из народных низов, с которыми он близко общался и из уст которых получал первые сведения о подлинно народной культуре.
В 1847г. в судьбе Шокана наступил перелом, предопределивший особое направление и существо всей его дальнейшей деятельности. Он поступил в Омский кадетский корпус, который по общему признанию многих образованных людей, был лучшим учебным заведениям Сибири той поры.
Годы учебы Ш. Валиханова в кадетском корпусе совпали с годами бурного брожения умов в русском обществе .
В 1853 году Ш. Валиханов был выпущен из кадетского корпуса с присвоением ему воинского звания корнета по армейской кавалерии и определен на службу в Западне - Сибирское генерал - губернаторство. С этого времени начинаются весьма интенсивный и насыщенный период его плодотворной творческой и общественно - политической деятельности .
Летом 1856 в составе экспедиции полковника М.М. Холинтовского Ш. Валиханов совершил путешествие на озеро Иссык - Куль.
По возвращении из поездки Валиханов подготовил обширную историко - этнографическую работу под названием «Записка о киргизах», которая, к сожалению, не была опубликована при его жизни.
Основные произведения: « Предания и легенды большой киргизской сакской Орды», «Тенкри», «Образец причитаний», «песня об Аблае», «О формах казахской народной поэзии», «Киргизское родословие» и другие.
ИБРАЙ АЛТЫНСАРИН
(1841 - 1889)
Родился в ноябре 1841 г. в ауле Жанбурчи, что расположен в нынешнем Затобольском районе Костанайской области. В 1850 г. Ибрая устроили в Оренбургскую школу, специально открытую для детей степной аристократии в целях подготовки писарей и перводчиков для колониальной администрации царизма в Казахстане.
После окончания учебы он сначала работал писарем при войсковом старшине, затем переводчиком в Оренбургском правлении. С этого времени начинается активная общественная, научная, педагогическая деятельность Алтынсарина Алтынсарина. Сблизившись с прогрессивным и деятелями русской интеллигенции, он стал глубже осваивать передовые для своего времени педагогические, научные, социально-политические и философские идеи и учения.
В своей практической деятельности он выступил как инициатор создания в Казахстане русско-казахских школ для детей казахской бедноты, а также специальных школ для девочек-казашек. Так, благодаря его настойчивому ходатайству были открыты специальные школы с интернатом для казахских девочек в г. Иргизе, женские училища с интернатом в Тургае, в Кустанае, в поселке Карабутак, в г. Актюбе.
И. Алтынсарин активно занимался литературной деятельностью. Он известен как автор превосходных стихотворений, направленных в защиту бедноты от угнетения со стороны власть имущих и духовенства, а также многих рассказов , которые были в основном посвящены детям и наполнены дидактическим содержанием.
Значительный вклад внес И. Алтынсарин в исследование устного народного творчества казахов, их обычаев и традиций. Его исследования «Очерк обычаев при сватовстве и свадьбе у киргизов Оренбургского ведомства», «Очерк обычаев при похоронах и поминках у киргизов оренбургского ведомства» и других пользовались в свое время широкой популярностью среди ученых кругов России не утратили своего значения до сих пор.
По своим политическим убеждениям И. Алтынсарин был демократом, боролся за активное участие народа в политической жизни общества, за выборность всех должностных лиц органов управления.
Основные произведения: «Очерк обычаев о сватовстве и свадьбе у киргизов Оренбургского ведомства», «Очерк обычаев при похоронах и поминках у киргизов Оренбургского ведомства», «Шариати ислам» и другие
АБАЙ КУНАНБАЕВ
(1845 - 1904)
Абай Кунанбаев - выдающийся казахский просветитель и демократ, поэт и мыслитель, основоположник казахской письменной литературы. Родился в 18 г. в Чингизских горах Семипалатинской области в богатой семье старшины рода тобыкты - Кунанбая.
Абай рано начал свою творческую деятельность. По данным Ауэзова, уже в неполных 12 лет он стал сочинять стихи и распространять их среди народа от имени своих друзей. Начиная с 1886 г., Абай стал распространять и печатать свои произведения под собственным именем. Им написано достаточное количество содержательных произведений, затрагивающих самые жгучие проблемы казахской общественной мысли.
Первый сборник его стихов был опубликован лишь после его смерти в 1909 г. в Петербурге.
Абай был врагом эксплуататоров и искренним другом и радетелем трудящихся. Во множестве своих стихов, таких ,как «О, казахи мои! Мой бедный народ», «Бай живет и охраняет свой скот», «Звереет бай» и многих других, поэт с глубоким страданием и сочувствием описывает те невероятные бедствия, на которые обрекают казахскую бедноту их угнетатели.
Изучение русской культуры, полагал Абай, не только помогает познанию действительной сущности окружающего нас мира, но и в определенном смысле может помочь в борьбе передовых людей против притеснения народа со стороны царизма и других угнетателей.
В творческом наследии Абая большое внимание занимают проблемы религии и особенно ислама. Абай Кунанбаев критически относился к представителям мусульманского духовенства, считая, что верой во всемогущество Аллаха они пытаются прикрыть свою гнусную душу и свои коварные цели. Однако он решительным образом оберегал веру во Всевышнего от религии и не проявлял никакой склонности отождествлять религию с искренней верой (иман), которая как он полагал, должна быть основана на глубоком понимании сущности Божественного духа.
Центральным вопросом в философии Абая были нравственно - этические проблемы. Основное свое философское произведение «Книга слов» он написал в форме афоризмов .
Умер Абай в 1904г., не успев достигнуть полных 60 лет. Весь казахский народ переживал это событие как свою собственную трагедию. Но Абай оставил будущим поколениям не только свое богатое творческое наследие, но и своих талантливых учеников.
Основные произведения: «Книга слов», «Основные положения философии будущего» и другие.
ШАКАРИМ КУДАЙБЕРДИЕВ
(1858 - 1931)
Родина Шакарима Кудайбердиева - Предгорья Чингистау нынешнего Абаевского района Семипалатинской области. В семилетнем возрасте он остался без отца, и его принял на воспитание родной дядя - великий Абай. Шакарим был сыном старшего брата Абая Кунанбаева. До сих пор нет достоверных сведений о том, как складывались отношения между Абаем и Шакаримом. Но достаточно известно, что Абай сумел точно уловить способности своего племянника и направить его на путь поиска истины, необходимой не только ему одному, но и всем.
Систематического образования Шакарим получил, зато он усиленно занимался самообразованием. Круг его научных интересов был весьма широк. Он страстно увлекался литературой, историей, философией, географией, естественными науками, особенно физикой элементарных частиц.
После смерти сыновей Абая Шакарим стал отшельником, уединился в дальних местах Чингистау, где в одиночестве писал стихи. излагал раздумья и обосновывал свои научные открытия.
Многогранное творческое наследие Шакарима, весьма разнообразное по форме своего выражения, является достаточно сложным по содержанию. Особенно трудно трактуются его теоретические, философские воззрения.
Центральный объект философии Шакарима, конечно, - человек, он предмет его особой заботы и внимания. Согласно казахской просветительской традиции, мыслитель считал, что сущность человека, его природа и назначение заключается в знании, и прежде всего в знании истины. Но истина не дана человеку в чувствах.
Сам философ был совершенно независимым и мыслил самостоятельно. Тогда он еще не знал, что философствовать самостоятельно в обществе, раздираемом противоречиями либо же полностью придавленном властями, дело рискованное и далеко не безопасное для мыслящей личности. Впоследствии он жестоко поплатился за это. Но что бы там ни было, Шакарим никогда не отказывался от своих убеждений, которые формировались у него не наспех, а были результатом длительных поисков и настойчивых поисков и настойчивых исследований, а также глубоких размышлений. Убедительным свидетельством тому является его произведение «Три истины», существенным дополнением к которому являются его труды «Каноны мусульманства», «Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских династий», а также другие продукты его художественного творчества.
Основные произведения: «Три истины», «Каноны мусульманства», «Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских династий» и другие.
ВЛАДИМИР СОЛОВЬЕВ
(1853 - 1900)
Владимир Сергеевич соловьев - выдающийся, истинно гениальный мыслитель России. Он обладал удивительной эрудицией и прежде всего глубоким знанием мировых философских систем и учений и критиковал такие их недостатки, как отвлеченность и односторонность: одни подчеркивали всеобще и рационализм, а другие впадали в противоположную крайность
- эмпиризм частное. Предельно высшим единством сущего, по Соловьеву, является Бог. Вся глубина полнота сущего предполагает принцип абсолютной личности, энергийно - волевой, всеблагой, любящей и милостивой, но наказуемой за грехи. Именно Бог олицетворяет положительной всеединство сущего. Все материальное многообразие сущего скреплено божественным единством. Все материальное одухотворено божественным началом, выступая в качестве мировой души, или Софии, т.е. смыслонаполненностью вещей и событий, что связано с идеей творческого мастерства. Таким образом, стержневым стержнем философии Соловьева является философия положительного всеединства. Сущее содержит в себе благо как проявление воли, истину как проявление разума и красоту как проявление чувства.
Рассматривая роль философии в истории человечества, Соловьев ставит вопрос: «Что же делала философия?» - и отвечает: «Она освобождала человеческую личность от внешнего насилия и давала ей внутреннее содержание.
Им была заложена основа собственно философского принципа всеединства - оригинального и глубоко продуманного принципа философии. Соловьев развил плодоносную тенденцию к синтезу философской и богословской мысли, рационального типов философствования, единения западной и восточной культурных традиций.
Реальный мир представал у Соловьева как самоопределение, или воплощение абсолютно - сущего, - это тело или материя Божества, субстанциональная премудрость Бога, проникнутая началом божественного единства, посредником между ними выступала София - Мудрость Божия.
Как центральная фигура во всей истории российской философской мысли, Соловьев оказал огромное влияние на целую плеяду русских мыслителей, которые в период распространения марксизма в России составил религиозно - философское направление.
Основные произведения: «Оправдание Добра», «Кризис западной философии», «Философские начала цельного знания», «Чтение о Богочеловечестве» и другие.
Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ
(1821 - 1881)
Огромное место в истории русской и мировой философской мысли занимает великий писатель-гуманист, гениальный мыслитель Федор Михайлович Достоевский. В своих общественно-политических исканиях Достоевский пережил несколько периодов. После увлечения идеями утопического социализма произошел перелом, связанный с усвоением им религиозно-нравственных идей. Начиная с 60-х гг. он исповедовал идеи почвенничества, для которого была характерна религиозная ориентированность философского осмысления судеб русской истории. С этой точки зрения вся история человечества представала как история борьбы за торжество христианства.
Достоевский - один из самых типичных выразителей тех начал, которые призваны стать основанием нашей своеобразной национальной нравственной философии. Он был искателем искры Божий во всех людях, даже дурных и преступных. Миролюбие и кротость, любовь к идеальному и открытие образа Божия даже под покровом временной мерзости и позора - вот идеал этого великого мыслителя, который был тончайшим психологом - художником. Достоевский делал упор на «русской решение» социальных проблем, связанной с отрицанием революционных методов общественной борьбы, с разработкой темы об особом историческом призвании России, способной объединить народы на основе христианского братства.
Философские взгляды Достоевского имеют небывалую нравственно-эстетическую глубину. Для Достоевского «истина есть добро, мыслимое человеческим умом, красота есть то же добро и та же истина, телесно воплощенная в живой конкретной форме». В понимании человека Достоевский выступал как мыслитель экзистенциально-религиозного плана, пытающийся через призму индивидуальной человеческой жизни решить «последние вопросы» бытия. Он развивал специфическую диалектику идеи и живой жизни, при этом идея для него обладает бытийно - энергийной силой. Сильные религиозные мотивы в философском творчестве Достоевского противоречивыми образом иногда сочетались в отчасти даже богоборческими мотивами и религиозными сомнениями. В области философии Достоевский был скорее великим прозорливым, нежели строго логичным и последовательным мыслителем. Основные произведения: «Преступление и наказание», «Идиот», «Подросток», «Бесы», «Братья Карамазовы» и другие .
НИКОЛАЙ БЕРДЯЕВ
(1874-1948)
Русский религиозный философ, представитель персонализма. На рубеже 1900-х гг. находился под воздействием идей марксизма и неокантианства, примыкал к легальному марксизму, в дальнейшем обратился к религиозной философии; испытал влияние Достоевского, Соловьева, Несмелова.
Отказываясь монистически строить свою философию, выводить ее из единого принципа, Бердяев развертывает ее как совокупность нескольких независимых идейных комплексов, каждый из которых вырастает из определенной индивидуальной первичности: идея свободы, идея творчества, идея личности, идея «метаисторического» эсхатологического смысла истории. Общей основой этих идей служит дуалистическая картина реальности, в которой взаимно противопоставляются два ряда начал: свобода, дух (бог), ноумен, субъект (личность, «Я»), - с одной стороны, необходимость, мир, феномен, объект - с другой стороны.
В учении с безосновной и безначальной свободе как первоистоке, рождающем лоне бытия Бердяев следует Беше, воспринимая его понятие «неисследуемой бездны», существующей до времени и бытия, некоего «ничто», тяготеющего к тому, чтобы превратиться в «нечто».
Смысл теории - в избавлении от объективации, которая связана, однако, с неустранимыми свойствами здешнего бытия, поэтому достижение этого смысла мыслится в мистической философии Бердяева лишь как конец истории, как радикально иной мир.
Личность в концепции Бердяева не совпадает с эмпирической индивидуальностью; она мыслится как средоточие всех духовных и душевных способностей человека, его «внутренний экзистенциальный центр», осуществляющий связь человека с миром творчества и свободы.
Конфликт между личностью и объективации - главное содержание учения Бердяева о человеке и обществе. Объективация стремится сделать личность частью общества и тем поработить ее.
В своем отношении к христианству Бердяев резко критикует искажение его «вечной правды» эмпирической церковью, однако связывает смысл творчества и истории с «завершением христианского откровения» и созданием обновленного «эсхатологического христианства».
Идеи Бердяева оказали значительное влияние на развитие французского экзистенциализма и персонализма.
Основные произведения: «Духовный кризис интеллигенции», «Смысл творчества», «О назначении человека», «Самопознание», «Смысл истории», «О рабстве и свободе человека» и др.
БЕРТРАН РАССЕЛ
(1872-1970)
Английский философ, логик, математик, социолог, общественный деятель. В области философии проделал сложную эволюцию, которую сам он определил как переход от платоновской интерпретации пифагореизма к томизму. После кратковременного увлечения неогегельянством в его английской версии Рассел перешел к платоновскому варианту идеализма, а затем под влиянием Дж.Мура и А.Уайтхеда - к неореализму. В 20-30-х годах, сблизившись с неопозитивизмом, Рассел признавал реальность лишь «чувственных данных», трактуемых в духе концепции «нейтрального монизма», согласно которой истолковывал понятия «дух» и «материя» как логической конструкции из «чувственных данных». В 40-50-х гг. Рассел обращается к идеям Юма: он допускает существование фактов, которые в отличие от элементов «опыта», объективны, но объективность их основана лишь на вере в бытие внешнего мира.
Философской эволюции Рассела соответствовали изменения в содержании проводившейся им широкой программы приложения средств математической логики к теоретико-познавательным исследованиям. На неореалистском и неопозитивистском этапах эволюции Рассела эта программа вела к растворению теории познания в логическом анализе, но в дальнейшем Рассел вновь признал самостоятельное значение философских проблем.
Рассел был создателем концепции логического атомизма (начиная с 20-х гг.) и основоположником философии логического анализа. Большое место в его трудах занимает разработка философских вопросов математики. Открытый Расселом один из парадоксов теории множеств привел его к построению оригинального варианта аксиоматической теории множеств и к последующей попытке сведения математики к логике.
По социологическим взглядам был близок к психологизму: в основе исторического процесса и поведения людей, по Расселу, лежат их инстинкты, страсти. В этике и политике Рассел придерживался позиции буржуазного либерализма, выступал против теорий, проповедующих поглощение личности обществом и государством. Он отрицательно относился к христианству. Особенностью этической и общественно-политической позиции Рассела являлась активная борьба против фашизма, непримиримость к войне. В 1950 г. Расселу была присуждена нобелевская премия по литературе.
Основные произведения: «Проблемы философии», «Человеческое познание», «Почему я не христианин», «История западной философии» и другие.
ЛЮДВИГ ВИТГЕНШТЕЙН
(1889-1951)
Австрийский философ, логик и математик. Представитель аналитической философии. С 1929 г. жил в Великобритании. В «Логико-философском трактате» (1921 г.) Витгенштейн под влиянием Рассела выдвинул концепцию логического анализа языка, основанную на идее так называемого логически совершенного, или идеального, языка, образцом которого он признавал язык математической логики. Логико-гносеологическая модель знания, сформулированная Витгенштейном, представляла собой неоправданную попытку экстраполяции на структуру знания в целом свойств частного логического формализма - классической двузначной математической логики. Модель Витгенштейна исходила из возможности сведения всего знания к совокупности элементарных предложений. Утверждения логики и математики рассматривались при этом как образец выражения схем формального преобразования содержательных утверждений о мире. Этой модели знания Витгенштейн предпослал онтологическое обоснование в виде доктрины логического атомизма, которая представляет собой проекцию структуры знания, предписываемой логико-гносеологической моделью, на структуру мира. Все, что не вписывается в эту модель - традиционная философия, этика и т.д., - объявляется Витгенштейном лишенным познавательного смысла. Философия признается возможной лишь как «критика языка». Идеи «Логико-философского трактата» были восприняты логическим позитивизмом, хотя последний и отвергал логический атомизм Витгенштейна, как неправомерную метафизику».
Начиная с 30-х годов Витгенштейн отказался от односторонней ориентации на логику и идеи логически совершенного языка, рассматривая его лишь как одну из возможных «языковых игр». Абсолютизация логического моделирования языка сменяется у Витгенштейна культом многообразия форм обыденного языка и их эмпирического описания. Витгенштейн резко выступал против всяких унификаций и генерализаций в подходе к языку, выдвигая концепцию значения как употребления, противопоставляя теории обобщения идею «семейных сходств». Эти взгляды Витгенштейга, нашедшие выражение в его посмертном труде «Философские исследования», оказали большое влияние на развитие лингвистической философии. В поздней своей концепции Витгенштейн занимал позицию идеалистического конвенционализма, согласно которой язык толкуется как продукт произвольного соглашения.
Основные произведения: «Логико-философский трактат», «Философия исследования» и другие.
КАРЛ ЮНГ
(1875-1961)
Швейцарский психолог и психиатр, основатель одного из направлений глубинной психологии - «аналитической психологии».
В 1900-х гг. сотрудник Э. Блейлера в Цюрихе разработал технику свободных ассоциаций, превратив ее в один из основных методов психиатрического исследования. В 1907-1912 гг. был одним из ближайших сотрудников Фрейда. Пересмотр Юнгом основных положений психоанализа привел к разрыву с Фрейдом.
В работе «Метаморфозы и символы либидо» Юнг исследовал спонтанное появление фольклорных и мифологических мотивов в снах пациентов. Исходя из этого, постулировал существование в психике человека, помимо индивидуального бессознательного, которое, по Юнгу, есть отражение опыта прежних поколений, запечатлевшееся в структурах мозга. Содержание его составляет общечеловеческие первообразы - архетипы, динамика которых лежит в основе мифов, символики художественного творчества, сновидений и т.д. Архетипы недоступны непосредственному восприятию и осознаются через их проекцию на внешние объекты. Центральную роль среди архетипов Юнг отводил архетипу «самости» как потенциальному центру личности в отличие от «Эго» («Я») как центра сознания. Интеграция содержаний коллективного бессознательного - цель прогресса становления личности (самореализации, индивидуализации). Основная задача психотерапии - восстановление нарушенных связей между различными уровнями психики; в традиционных культурах динамическое равновесие между ними осуществляется, по Юнгу, с помощью мифов, обрядов, ритуалов как средств активизации архетипов. В целом в трактовке природы архетипов и коллективного бессознательного позитивистские идеи переплетаются Юнга с метафизическими представлениями о психике как некой безличной субстанции и т.п. Юнг разработал типологию характеров, в основе которой лежит выделение доминирующей психической функции (мышление, чувство, интуиция, ощущение) и преобладающей направленности на внешний и внутренний мир. Оказал большое влияние на сравнительное изучение религий, мифологии, фольклора, а также эстетику и литературно-художественную критику.
Основные произведения: «Психоз и его содержание», «Метаморфозы и символы либидо», «Психологические типы» и другие .
МАРТИН ХАЙДЕГГЕР
(1889-1976)
Немецкий философ - экзистенциалист. В мировоззрение Хайдеггера слились различные тенденции идеалистической философии конца 19-начала 20 вв.: феноменология Гуссерля Шелера, философия жизни Дильтея, отдельные мотивы диалектической теологии. В сочинении «Бытие и время» Хайдеггер ставит вопрос о смысле бытия, который, по его мнению, оказался «забытым» традиционной европейской философией. Пытаясь строить онтологию на основе гуссерлевской феноменологии, Хайдеггер стремится раскрыть «смысл бытия» через рассмотрение человеческого бытия, поскольку только человеку изначально свойственно понимание бытия. По Хайдеггеру онтологическую основу человеческого существования составляет его конечность, временность; поэтому время должно быть рассмотрено как самая существенная характеристика бытия. Хайдеггер стремится переосмыслить европейскую философскую традицию, рассматривавшую чистое бытие как нечто вневременное.
Переживание временности отождествляется у раннего Хайдеггера с острым чувством личности. Сосредоточенность на будущем дает личности подлинное существование, тогда как перевес настоящего приводит к тому, что «мир вещей», мир повседневности заслоняет для человека его конечность. Такие понятия, как «страх», «решимость», «совесть», «вина», «забота» и т.п., выражают у Хайдеггера духовный опыт личности, чувствующей свою неповторимость, однократность и смертность. В дальнейшем Хайдеггер пытается постигнуть самого человека, исходя из «истины бытия».
Истоки метафизики восходят, по Хайдеггеру, к Платону и даже к Пармениду, положивших начало рационалистическому пониманию бытия, а также пониманию мышления как созерцания вечных идей, т.е. чего-то самотождественного и пребывающего. В противоположность этой традиции Хайдеггер употребляет для характеристики истинного мышления термин «вслушивание»: бытие нельзя созерцать, ему можно только внимать.
В последние годы Хайдеггер в поисках бытия все чаще обещал свой взор на Восток, в частности к дзэн-буддизму, которым его роднила тоска по «невыразимому» и «неизреченному», склонность к мистическому созерцанию.
Основные произведения: «Бытие и время».
ЖАН ПОЛЬ САРТР
(1905-1980)
Французский философ и писатель, представитель экзистенциализма. Формирование философских взглядов Сартра протекало в атмосфере сближения феноменологии и экзистенциализма, впервые осуществленное Хайдеггером. Основной трактат Сартра - «Бытие и ничто» - представляет собой сплав идей Э.Гуссерля, Хайдеггера и Гегеля; вместе с тем в его «феноменологической онтологии» звучат отголоски картезианского дуализма и фихтеанских идей. С позиций феноменологии онтологическая проблема сводится у Сартра к интенциональному анализу форм проявления бытия в человеческой реальности. По Сартру подобных форм три: «бытие-в-себе», «бытие-для-себя» и «бытие-для-другого». «Бытие-для-себя» - непосредственная жизнь самосознания - само по себе есть чистое «ничто» по сравнению с плотной массивностью «бытия-в-себе» и может существовать только как отталкивание, отрицание. «Бытие-для-другого» обнаруживает фундаментальную кофликтность межличностных отношений, примером которой для Сартра служит гегелевская модель господского и рабского сознания.
Человек есть всего лишь «тщетное стремление». Сартр не только развенчает идею бога, но и раскрывает иллюзорность ницшеанского идеала сверхчеловека как безграничного самоутверждения. Свободы человека, по Сартру, неотчуждаема и неистребима.
Идея свободного выбора и разоблачения губительных иллюзий «дурной веры» образует лейтмотив драматургии Сартра и его прозаической незавершенной тетралогии «Дороги свободы». После войны, постепенно осознавая расплывчатость своего «экзистенциального гуманизма», Сартр пытается сблизиться с марксизмом (пьеса «Дьявол и господь бог»), в то же время не отказываясь философских установок онтологического трактата.
Итог этого процесса - 1-й том «Критики диалектического разума с программой теоретического обоснования» марксистской диалектики. Сартр переосмысливает марксистскую концепцию социально-исторической практики в духе идеи «экзистенциального проекта» и выдвигает на первый план понятие «индивидуальной практики».
Основные произведения: «Бытие и ничто», «Дороги свободы», «Тошнота», «Критики диалектического разума» и другие .
АЛЬБЕР КАМЮ
(1913-1960)
Французский писатель. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1957.Родился 7 ноября 1913 в алжирской деревне Мондови, в 24 км к югу от г. Бон, в семье сельскохозяйственного рабочего. Отец, по происхождению эльзасец, погиб в первую мировую войну. Мать, испанка, перебралась с двумя сыновьями в г.Алжир, где Камю прожил до 1939. В 1930, заканчивая лицей, он заболел туберкулезом, от последствий которого страдал всю жизнь. Став студентом Алжирского университета, изучал философию, перебивался случайными заработками. Озабоченность социальными проблемами привела его в коммунистическую партию, однако через год он вышел из нее. Организовал самодеятельный театр, с 1938 занялся журналистикой.B 1942 вступил в подпольную организацию Сопротивления «Комба»; редактировал ее нелегальную газету с тем же названием. Оставив в 1947 работу в «Комба», писал для прессы публицистические статьи, собранные впоследствии в трех книгах под общим названием «Злободневные заметки».
В 1953 Камю возвращается к театральной деятельности: ставит спектакли по собственным инсценировкам, в т.ч. «Реквием» по монахине У. Фолкнера, «Бесы» Ф.Достоевского; готовится возглавить субсидируемый государством экспериментальный театр, чему помешала смерть в автомобильной катастрофе 4 января 1960.
Камю начал писать, не достигнув 20 лет, первые свои книги - «Изнанка и лицо» и «Брачный пир» - издал в Алжире.. Незаконченный автобиографический роман «Первый человек», черновик которого был найден на месте гибели Камю, опубликован в 1994. «Посторонний» и «Миф о Сизифе» содержат основные ключи к философии Камю. Сознание Мерсо, героя Постороннего, пробуждается лишь к самому концу повествования, когда он оказывается перед лицом смертной казни за случайное, беспричинное убийство незнакомого араба. Прототип современного антигероя, он бесит судей неприятием их лицемерия и отказом признать собственную вину. В Мифе о Сизифе мифологический герой Сизиф начинает там, где кончил Мерсо. В романе «Чума» эпидемия бубонной чумы обрушивается на алжирский портовый город. Внимание автора сосредоточено на группе людей, которые, подобно Сизифу, сознают тщетность своих усилий и, тем не менее, продолжают работать не покладая рук, дабы облегчить страдания сограждан.
Основные произведения: «Посторонний», «Чума», «Падение», «Миф о Сизифе», «Бунтующий человек», «Злободневные заметки» и другие.
ОСВАЛЬД ШПЕНГЛЕР
(1880-1936)
Немецкий философ и культуролог. Родился 29 мая 1880 в Бланкенбурге (Германия). Изучал философию, историю, математику и искусство в Мюнхенском и Берлинском университетах, докторскую степень получил в 1904. Работал учителем в Гамбурге. Академическую карьеру начал в Мюнхенском университете в качестве преподавателя математики. Пытался заняться публицистикой, однако после прихода к власти нацистов в 1933 и изъятия одной из его книг вел уединенную жизнь.
В 1918 вышел в свет первый том его известного труда «Закат западного мира». В этой самой значительной из своих работ Шпенглер предсказывал гибель западноевропейской и американской цивилизаций, которая последует за жестокой «эпохой цезаризма». Сама история, на его взгляд, есть калейдоскоп из восьми «органических» культурно-исторических типов, или культур: египетской, индийской, вавилонской, китайской, аполлоновской (греко-римской), магической (византийско-арабской), фаустовской (западноевропейской) и культуры майя. Девятая - культура будущего, русско-сибирская.
Приводя разнообразные исторические данные, Шпенглер пытался доказать два тезиса в отношении этих культур. Согласно первому тезису, все культуры, которые он рассматривал как «организмы», следуют одной и той же схеме развития и гибели, которая разворачивается в продолжение одного и того же исторического цикла. Все они проходят через стадии пред-культуры, культуры и цивилизации и отмечены кризисами одного и того же типа и аналогичными событиями и фигурами. Так, Александр играет ту же роль в античной культуре, что и Наполеон в западной, аналогично соотносятся Пифагор и Лютер, Аристотель и Кант, стоики и социалисты. Согласно второму тезису, каждая культура обладает своей уникальной «душой», или формой опыта и творчества, которая выражена в искусстве, мышлении и деятельности. Западная «фаустовская» душа характеризуется стремлением к бесконечности, которое одинаково выражено в готическом соборе, исчислении бесконечно малых, музыке Баха, империалистической дипломатии силы, радио и банковском кредите.
Основные произведения «Закат Европы» , «Человек и техника» , «Годы решений» и другие.
КАРЛ ЯСПЕРС
(1883-1969)
Немецкий философ, представитель экзистенциализма. Родился 23 февраля 1883 в Ольденбурге (Германия), изучал право в Гейдельбергском и Мюнхенском университетах, медицину в Берлинском, Гёттингенском и Гейдельбергском университетах. В 1909 получил право заниматься медицинской практикой. В 1909-1915 работал ассистентом врача в университетской психиатрической клинике. В 1916 был назначен ассистентом по психологии, в 1920 ассистентом по философии, а в 1921 профессором философии Гейдельбергского университета. Брак с еврейкой в 1910 и политические убеждения привели к его отстранению при национал-социалистах от всех административных обязанностей в 1933 и от преподавательской деятельности в 1937. В 1938 была запрещена публикация трудов философа. Ясперс остался в Гейдельберге и много времени посвятил изучению Библии. После войны (1945) был восстановлен в должности, открыто высказывал в университете свои взгляды по таким вопросам, как вина немцев и угроза ядерной войны.
Известны радиовыступления по проблемам политики, а также на философские темы. Умер Ясперс в Базеле 26 февраля 1969.
Ясперс оказал решающее влияние на экзистенциализм 20 в. Он стремился соединить идеи Кьеркегора и Ницше с традицией академической философии, не принимая, однако, ни «фанатизма» Кьеркегора, ни «исступления» Ницше, ни «индифферентного мышления» университетских профессоров. В поздних работах он все же предпочитал говорить о «философии разума» или «мировой философии», а не о «философии существования». С точки зрения Ясперса, важной предпосылкой философствования являются естественнонаучные знания, хотя сама философия выходит за границы доступного науке. Лишь когда мы продвигаем научное знание до его пределов, перед нами открываются новые горизонты. Истина в философии носит отчетливо выраженный личностный характер, это не сумма догм, но деятельность - открытая и всегда незавершенная, она постигается верой и передается другим людям через обращение к их существованию как свободных личностей (экзистенции). Философия воспринимается - в особой межличностной коммуникации - только теми людьми, все бытие которых преобразовано верой. Хотя Ясперс ценил то, что он называл «религией Библии», он не мог согласиться с притязаниями христианства на обладание абсолютной и единственной истиной и строго различал веру и знание.
Основные произведения: «Общая психопатология», «Психология мировоззрения», «Философия», «Об истине» , «Проблема немецкой вины», «Великие философы», «Философская вера и откровение» и другие.
ХОСЕ ОРТЕГА - И -ГАССЕТ
(1883-1955)
Испанский писатель и философ, один из выдающихся интеллектуалов 20 в. Ортега родился в Мадриде 9 мая 1883. Получил образование в Малаге и Мадриде, стал доктором философии в 1904. Уже в 1902 писал статьи для газеты «Эль Импарсиаль». Стажировался в Марбургском университете у Германа Когена, который оказал на него значительное влияние. В 1910 стал профессором метафизики Мадридского университета.
В 1914 Ортега опубликовал свою первую книгу - “Размышления о Дон-Кихоте” и прочитал знаменитую лекцию “Старая и новая политика”, в которой изложил позицию молодых интеллектуалов того времени в отношении политических и моральных проблем Испании. В 1915 в сотрудничестве с Асорином, Барохой и Пересом де Айела основал журнал «Испания», а в 1917 - «Эль Соль». Вскоре Ортега стал известен в Латинской Америке; в 1916 он прочитал серию лекций в Аргентине. В 1923 учредил журнал «Ревиста де Оксиденте», в котором испаноязычному миру предлагались новейшие достижения в области философии, науки и литературы.
Сочинения Ортеги, такие, как “Размышления о Дон-Кихоте” и “Бесхребетная Испания” (1921), отражают умонастроение автора как испанца и европейца. Его интеллектуальные способности и художественный талант очевидны в таких работах, как “Тема нашего времени” (1923) и “Дегуманизация искусства” (1925). Однако как раз в прологе к “Размышлениям о Дон-Кихоте” можно найти главные идеи философии Ортеги. Здесь он дает определение человека: «Я есть Я и мое окружение», т.е. человек не может рассматриваться в отрыве от окружающих его обстоятельств истории. Ортега искал компромисса между идеализмом (преувеличивающим значение разума) и реализмом (преувеличивающим значение вещей) и предложил философию жизни, соединение Я и вещей. Всемирную славу Ортеге принесла его работа “Восстание” массами не имеется в виду пролетариат. Согласно Ортеге, человечество разделено не на общественные классы, а на два типа людей: элиту (духовную аристократию) и массу. Последняя лишена способности к самооценке и в результате нетребовательна к себе. Человек «массы» посредствен , скучен и желает оставаться таким, какой он есть, быть «таким, как все». Масса, следовательно, представляет собой совокупность индивидов, ориентированных на жизнь в массе.
Основные произведения : “Старая и новая политика” , “Размышления о Дон Кихоте”, “Бесхребетная Испания” , “История как система” , “Восстание масс” и другие.
МИШЕЛЬ ФУКО
(1926-1984)
Французский философ и историк культуры, книги которого о безумии, социальных науках, медицине, тюрьмах и сексуальности сделали его одним из самых влиятельных мыслителей в современной французской литературе. Фуко родился в Пуатье 15 октября 1926 в семье врача. Получив образование в Сорбонне, преподавал в университете Клермон-Феррана в 1960-1968, а затем в новом университете в Венсене. В 1970 занял кафедру истории систем мышления в Коллеж де Франс.
Фуко впервые изложил свои идеи в книге “История безумия” в классическую эпоху, где утверждал, что в «эпоху разума», когда разум пытается определить себя, исключая любые элементы неразумия, возникает совершенно новое понимание безумия. Безумных людей начинают заключать в больницы. В конце этого периода изобретают дома умалишенных, а также возникает новая врачебная профессия, в задачи которых входит контроль над больными и жесткое обращение с ними. Другой пример такой исторической трансформации понятий приводится в книге “Рождение клиники” (1963), прослеживающей появление клинической медицины в период Великой французской революции. Новые клиники - не просто изменение в медицинской практике, но также изменение в мышлении врача. Теперь лечатся отдельные органы больного, а не человек в целом.
Все эти темы разрабатываются в его главном труде - “Слова и вещи” (1966), исследовании гуманитарных наук и тех структур мышления, которые им предшествовали. Публичный дискурс о труде, жизни и языке - экономика, биология и филология - имеет свое особое происхождение, это мутация классического (картезианского) анализа богатства, естественной истории и общей грамматики. «Человек», существо, являющееся одновременно и объектом изучения и его субъектом, есть побочный продукт нового дискурса о жизни, труде и языке. Фуко утверждает, что гуманитарные науки должны иметь другой предмет, и книга завершается драматическим, но не вполне ясным рассуждением, по которому выходит, что псевдопредмет «человек» скоро исчезнет и будет заменен анонимным и автонимным дискурсом, в котором полярное противопоставление субъективного и объективного, присущее понятию «человек», будет преодолено. К главному труду примыкает попытка описать новую методологию, предпринятая в книге “Археология знания” (1969).
Основные произведения : “История безумия в классическую эпоху”, “Рождение клиники” , “Слова о вещи” , “Археология знания” и другие.
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ
(1452-1519)
Великий итальянский художник, изобретатель, инженер и анатом эпохи Возрождения. Леонардо родился в городке Винчи (или рядом с ним), к западу от Флоренции, 15 апреля 1452. Он был незаконнорожденным сыном флорентийского нотариуса и крестьянской девушки; воспитывался в доме отца и, будучи сыном образованного человека, получил основательное начальное образование в чтении, письме и счете. Возможно, в 1467 (в возрасте 15 лет) Леонардо был отдан в ученики к одному из ведущих мастеров раннего Возрождения во Флоренции, Андреа дель Вероккьо. В 1472 Леонардо вступил в гильдию художников, изучив основы рисунка и других необходимых дисциплин. В 1476 он все еще работал в мастерской Вероккьо, по-видимому, в соавторстве с самим мастером К 1480 Леонардо уже получал крупные заказы, однако в 1482 он переехал в Милан. В письме к правителю Милана Людовика Сфорца он представился как инженер и военный эксперт, а также как художник. Годы, проведенные в Милане, были наполнены разнообразными занятиями. Леонардо написал несколько картин и знаменитую фреску «Тайная вечеря» и начал старательно и серьезно вести свои записи. Тот Леонардо, которого мы узнаем из его заметок, - это архитектор-проектировщик (создатель новаторских планов, которые никогда не были осуществлены), анатом, гидравлик, изобретатель механизмов, создатель декораций для придворных представлений, сочинитель загадок, ребусов и басен для развлечения двора, музыкант и теоретик живописи. После изгнания Людовика Сфорца из Милана французами в 1499 Леонардо уехал в Венецию, посетив по дороге Мантую, где участвовал в строительстве оборонительных сооружений, а затем вернулся во Флоренцию; сообщается, что он был столь поглощен математикой, что и думать не хотел о том, чтобы взять в руки кисть. В течение двенадцати лет Леонардо постоянно переезжал из города в город, работая на знаменитого Чезаре Борджиа в Романье, проектируя оборонительные сооружения (так и не построенные) для Пьомбино. Во Флоренции он вступил в соперничество с Микеланджело; кульминацией этого соперничества стало создание огромных батальных композиций, которые два художника написали для палаццо делла Синьория.Затем Леонардо задумал второй конный монумент, который, подобно первому, так и не был создан. Все эти годы он продолжал заполнять свои тетради разнообразными идеями на столь различные сюжеты, как теория и практика живописи, анатомия, математика и полет птиц. Но в 1513, как и в 1499, его покровители были изгнаны из Милана. Леонардо уехал в Рим, где провел три года под покровительством Медичи. Подавленный и огорченный отсутствием материала для анатомических исследований, Леонардо возился с экспериментами и идеями, которые ни к чему не приводили.
Страницы: 1, 2
|
|